Главная » Статьи » Живопись о войне

Дейнека А.А. и его картины

Александр Александрович Дейнека (20.05.1899–1969) – выдающаяся личность. Один из самых ярких и значительных мастеров в истории русского искусства ХХ века, живописец, художник-монументалист, график, иллюстратор, скульптор, автор книг, спортсменАлександр Александрович родился 20 мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа (общества станковистов- "техницистов", вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами, и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму. Даже после распада объединения (в 1931 г.) художник во многом остается верен его направленности.

Пронзительный трагизм и эмоциональная мощь живописи и графики А.А. Дейнеки военных лет уникальны для русского искусства XX века. Одна из самых сильных  картин Дейнеки - "Оборона Севастополя" (1942) - скорбная и величественная героическая эпопея о подвиге защитников Севастополя. 

Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, был потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. Чтобы собрать материал, он едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои. Дейнека вспоминает: "Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы…"

Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942). Это произведение, как справедливо пишут исследователи творчества Дейнеки, несет в себе "дух и стиль" Отечественной войны, в нем мы видим не только внешние черты эпохи, но и ее глубокую внутреннюю сущность. Это не документальное воспроизведение батальной сцены, а изображение на полотне символической схватки двух непримиримых сил - жизни и смерти, светлых сынов народа и темных вражеских полчищ.
...Рушатся здания. Черные клубы дыма уходят в небо. Охваченный огнем, пылает Севастополь. В смертельной схватке столкнулись советские моряки с фашистами. Идет жестокий рукопашный бой. Моряки преграждают путь врагу, и битва достигла уже своей кульминационной точки. Правое дело, за которое сражаются севастопольцы, особенно ярко символизирует фигура матроса на первом плане картины. Эта крупная фигура раненного бойца, бросающего связку гранат, - "нерв" всей картины - была найдена художником уже в первом беглом карандашном наброске. 
Композиция картины построена так, что зрители ощущают себя непосредственными участниками боя, как будто они сами являются участниками рукопашной схватки. Картина написана страстно, темпераментно, с огромным творческим подъемом, и писал ее не просто освоивший сюжет и владеющий кистью художник, а мастер, до боли сердечной переживший трагедию города, с которым был связан множеством счастливых воспминаний, художник, сердце которого было переполнено верой в торжество победы и гордостью за свой великий народ. 
На первом плане в полный рост, в стремительном движении изображен черноморец, бросающий связку гранат. В его позе, в том как он стоит на широко раставленных крепких ногах, в развороте его сильного торса, в крепко держащих связку гаранат руках, в решительном лице - во всем чувствуется наивысшее напряжение сил, самоотверженность и готовность даже ценой собственной жизни остановить врага. Его фигура создает впечатление ураганной сокрушительности предстоящего удара. На фоне алого пламени пожарища, багрового неба контрастно выделяется его фигура в белой форменке.
Особое место моряка в композиции подчеркивается и тем, что именно с него начинается построение шеренги моряков, кроме того, эта фигура значительно крупнее остальных, она находится на первом плане, вокруг моряка мертвая зона с трупами фашистских солдат.

"Всем живописным строем, - писал Дейнека, - я стремился убедить зрителя в непобедимости таких людей, как моряк со связкой гранат, людей, готовых на самопожертвование во имя торжества нашего дела".
Огромный матрос и скорчившийся у его ног фашист, пикирующий над идущими в атаку моряками "массершмитт" и палящие из орудий корабли, прокопченные руины домов и огненное зарево вместо неба - все это художественные метафоры, вобравшие в себя всю боль и любовь художника, его ненависть и восхищение. Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником. Например, сдвинув главную фигуру в левый край полотна, А. Дейнека оставил перед ней пространство, которое ему нужно было для свободного полета связки гранат. 
Пафос самоотверженного подвига воплощается во всех фигурах. Обнаженный до пояса матрос - сзади - дополняет и усиливает мощь движения первого моряка. Трагическую ноту вносит в картину образ сраженного в бою, умирающего матроса. Художник словно показал переход от жизни к смерти. Матрос падает на камни мостовой, из рук выскальзывает винтовка, хотя во всем теле еще ощущается инерция стремительного движения вперед.

Целостно, монолитно и удивительно динамично передана группа матросов, встречающих штыковым ударом наступающих врагов. Сколько ярости, порыва в их атаке! Художник подчиняет их фигуры единому ритму, единому движению.
Дейнека показывает лишь небольшую группу врагов, которые рвутся к берегу, но мы ощущаем, что вслед за ними волна за волной надвигается новая лавина немецких войск. Этому способствует своеобразный композиционный прием, использованный художником: краем картины срезан ряд штыков, фигур немцев за ними не видно, но невольно чувствуешь их присутствие. Напряжение боя, ожесточенность схватки ощущается во всем: в композиции картины, развернутой по горизонтали, в резких ракурсах фигур, в колористическом строе, основанном на контрастных сопоставлениях; светлые фигуры моряков выступают на темном фоне, темные фигуры немцев на светлом фоне. И это не просто формальный прием, а образное воплощение замысла - столкновение двух враждебных сил.
Сюжетную динамику и напряженность картины дополняет и расширяет пейзажный фон. Сумрачная синева моря, освещенные призрачным всетом руины домов, плиты набережной, красно-черное от зловещего пламени и дыма небо - все оттеняет накал смертельной рукопашной схватки.

"Не знаю, хорошая ли это картина или плохая,- писал А. А. Дейнека,- но кажется, что настоящая..." Картина "Оборона Севастополя" была представлена художником на выставке "Великая Отечественная война", которая открылась осенью 1942 года.  

В период Великой Отечественной войны Дейнека создал другие произведения. Картина "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года" (1941) – первая в этом ряду.

В 1941-1946 годах он создает серию "Москва военная": " Площадь Свердлова в декабре 1941 года", "Вечер. Патриаршие пруды. 1941 год", "Эвакуация колхозного скота", "Колхозницы роют противотанковые рвы на подступах к Москве", "Ремонт танков на прифронтовом заводе", "Танки идут на фронт" и "Наступление началось" – великолепные работы, в которых с большой силой художественного обобщения раскрыты события суровой годины войны.

" Площадь Свердлова в декабре 1941 года"

"Вечер. Патриаршие пруды. 1941 год" (гуашь, темпера, уголь)

"Танки идут на фронт" (гуашь, темпера, уголь)

"Колхозницы роют противотанковые рвы на подступах к Москве" (гуашь, темпера)

"Сбитый ас" (холст, масло). Музей на крейсере "Аврора" 

"Берлин. В день подписания декларации" (акварель). 1945.Государственная третьяковская галерея

Категория: Живопись о войне | Добавил: Память (11.02.2019)
Просмотров: 16179 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
avatar