
1951 год. Холст, масло. 192 × 300 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Зимой 1942 года в прифронтовой землянке, еле освещенной самодельным светильником, художник Юрий Михайлович Непринцев впервые познакомился с поэмой А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Один из бойцов читал поэму вслух, и Непринцев видел, как светлели сосредоточенные лица солдат, как забыв об усталости, смеялись они, слушая это замечательное произведение.Картина Ю. Непринцева – тоже повесть про бойца, про Василия Теркина и его товарищей.«Я помню, как бойцы замечательно реагировали на отрывки из «Василия Теркина»… и я подумал – какая это сильная, правдивая вещь!»Над картиной он трудился 3 года (1949 – 1851), хотя сама картина была написана за 14 месяцев. Много времени ушло на поиски окончательного варианта композиции, подолгу приходилось искать подходящую натуру. Портреты героев своего произведения Непринцев писал с бывших фронтовиков, которые с удовольствием ему позировали.Созданием образа Василия Теркина и его фронтовых друзей художник решал задачу большой сложности: в обыкновенном человеке он увидел подлинного героя. Автор отказался от первых задуманных решений: контрастное солнечное освещение было заменено мягким светом, не отвлекающим внимания от главного; группа солдат, окруживших Теркина, первоначально была из 12-13 человек, выросла до 26. Так ему хотелось показать разнообразные людские типы. Вместо первоначальной композиции – полукруга солдат , художник построил группу по кругу. Это заняло большое пространство и придало естественность сценке. Художник долго искал композиционное решение: менял число фигур. Он то увеличивал, то убирал персонажей. Все пейзажные зарисовки сделаны в районе Зеленогорска под Ленинградом. Картина была окончательно окончена в 1951 г и вызвала одобрение всех видевших ее. Вскоре после показа ее на всесоюзной художественной выставке 1951 г. без ведома художника картине было дано другое название, - «Отдых после боя». За нее Непринцев был удостоен Государственной премии СССР в 1952 г. В 1953 г Непринцев сделал второй вариант «Отдыха после боя» для Кавалергардского зала в Кремле. В 1955 г. по заказу ГТГ он написал третий вариант картины. Картина Непринцева воскрешает трудные, полные героики и суровости, лишений и невзгод и вместе с тем радости побед дни Великой Отечественной войны. Именно поэтому она всегда будет дорога сердцу русского человека. |