Главная » Файлы » Стальная магистраль

Пензенский бронепоезд
24.05.2015, 22:47

Бронепоезд «Смерть фашизму!», построенный пензенскими железнодорожниками, бил фашистов на Западном и Воронежском фронтах.

Все дальше от нас бои Великой Отечественной. Уходят из жизни ветераны. Но с каждым годом, благодаря труду историков, краеведов, журналистов, открываются перед нами все новые и новые страницы истории этой войны.

 Небольшие заметки, посвященные бронепоезду «Смерть фашизму!», уже не раз публиковались в разных газетах, однако обычно дело ограничивалось краткой информацией о том, что построен он в паровозоремонтных мастерских станции Пенза-1. Попытаемся впервые обобщить небогатый материал, найденный в архивах.

На митингах, проходивших в первые месяцы войны по всей сети железных дорог, работники многих депо выступали с предложениями о постройке своими силами бронепоездов. Такая инициатива зародилась и в депо Пенза-1. В августе 1941 г. в Пензенский обком ВКП(б) вызвали опытного инженера Николая Кузьмича Безрукова. Николай Никитович Рябов, секретарь обкома по транспорту, поставил перед ним непростую задачу – нужно было построить силами паровозоремонтных мастерских бронепоезд.

По всей видимости, для постройки не было никакой технической документации, фактически инженеры депо должны были спроектировать боевую машину «с нуля» (об этом косвенно свидетельствуют воспоминания участников постройки). В работе помог случай – вечером того же дня, когда железнодорожники получили ответственное задание, в депо позвонил диспетчер. Он сообщил: на станции Пенза-1 стоит бронепоезд. Пока меняли паровоз, Н. К. Безруков и его помощники Борис Николаевич Строков и Иван Федорович Костычев отправились к командиру бронепоезда с просьбой разрешить осмотреть боевую машину, ее конструкцию, вооружение. Это значительно облегчило проектирование, но инженеры решили не просто повторить конструкцию осмотренного бронепоезда, а значительно улучшить ее.

 Был составлен план-график производства работ, в котором на подготовительные операции отводилось всего семь дней. Как вспоминал потом Н.К. Безруков, «...выполнить его за неделю было немыслимо. Однако ненависть к фашистам была так велика, что мы перешли на казарменное положение».

В конце 1941 г. Пензенский обком ВКП(б) направил командующему Юго-Западным направлением маршалу С.К. Тимошенко телеграмму: «Просим дать указание о вооружении бронепоезда, построенного в пензенских паровозоремонтных мастерских своими средствами.

Для вооружения бронепоезда необходимо 4 пушки, 24 станковых пулемета, 2 зенитные пулеметные установки». Установкой вооружения руководил воентехник Кусков.

Из Москвы прибыли военные представители для приемки машины. Для испытаний его вывели на перегон Пенза-4 – Бессоновка, где обстреляли из пулемета, потом из противотанкового ружья. В результате пришлось усилить оказавшуюся слабоватой броню.

Железнодорожная многотиражка «Большевистский транспорт», издававшаяся в Пензе, писала: «Вновь выстроенный бронепоезд хорошо оснащен. Он имеет электроосвещение, связь рупорную, телефонную и звонковую, паровое отопление. Для бойцов созданы все удобства, позволяющие делать далекие выезды для разгрома фашистских банд».

Именем бронепоезда стал грозный лозунг тех дней – «Смерть фашизму!» Эти слова железнодорожники написали на бортах бронеплощадок.

В феврале 1942 г., накануне XXIV годовщины Красной Армии, состоялся митинг, посвященный передаче бронепоезда бойцам. Железнодорожники дали воинам свой наказ: «Этот паровоз водил уже бронепоезда в годы гражданской войны и верно служил нам в период мирного строительства. Сейчас мы снова заковали свой локомотив в мощную стальную броню и по примеру своих отцов построили бронепоезд, чтобы громить врагов нашей Родины, чтобы защищать завоевания Октября. Передавая вам этот бронепоезд, мы призываем вас: бейте фашистских гадов так, чтобы ни один из них не ушел живым с нашей земли!».

Командиром бронепоезда был назначен капитан Б.А. Текучев, который еще в гражданскую воевал на бронепоезде. Дивизионом, в состав которого входил «Смерть фашизму!», командовал майор И.А. Волгин. По словам майора Волгина, «Смерть фашизму!» – это один из лучших бронепоездов, построенных на железных дорогах за последнее время.

В бой с танками пензенский бронепоезд вступил под Воронежем. Бронеплощадки выдержали семь прямых попаданий, и при этом не было ни одной сквозной пробоины. Команда уцелела вся, но погибли локомотивная бригада и паровоз.

Поврежденный бронепоезд вернулся на ремонт в Пензу. Отремонтировали его за неделю, после чего он сразу же отправился на фронт. На снимке фотожурналиста ТАСС Л.А. Великжанина, опубликованном в областной газете 1 мая 1942 г. пензенский бронепоезд «Смерть фашизму!» уже усилен двумя дополнительными артиллерийскими бронеплощадками.

Далее следы бронепоезда « Смерть фашизму!» теряются. Известно, что он участвовал в боях на Западном, а затем Воронежском фронтах.

Командир бронепоезда Б.А. Текучев, получивший звание майора, командовал 57-м отдельным дивизионом бронепоездов (ОДН БЕПО), в состав которого входили БЕПО № 1, с 5 декабря 1942 г. получивший № 686, под командованием старшего лейтенанта П.А. Куневича, и БЕПО № 2 (с 5 декабря 1942 г. – № 693). Возможно, что под одним из этих номеров и скрывается пензенский бронепоезд «Смерть фашизму!».

В боях ОДН БЕПО потерял всю технику, после чего получил в августе 1942 г. новую материальную часть. По всей видимости, бронепоезд, построенный пензенскими железнодорожниками, погиб в конце 1942 - начале 1943 г., в тяжелейшие месяцы, когда ценою чудовищных усилий и немалых потерь Красная Армия добилась коренного перелома в войне, наголову разбив врага под Сталинградом.

В 1942 г. работники железной дороги им. В.В. Куйбышева (впоследствии – Куйбышевской), в состав которой вошла и значительная часть расформированной Пензенской дороги, построили три бронепоезда типа НКПС-42.

Этот факт упоминается во многих книгах, поскольку сведения о трех бронепоездах были опубликованы в газетах того времени. Однако железнодорожники дороги строили бронепоезда и впоследствии.

 В 1943 г. в депо Уфа были построены два бронепоезда – «Салават Юлаев» и «Уфа». Осенью 1943 года эти бронированные машины получил в качестве новой материальной части, взамен уничтоженной в боях, 2-й дивизион бронепоездов (с 11 марта 1942 г. ставший 60-м ОДН БЕПО). Это были уже машины нового поколения, отличавшиеся от НКПС-42.

А многие участники строительства бронепоезда «Смерть фашизму!», работники Пензенских паровозоремонтных мастерских и паровозного депо Пенза-1, в то время были награждены грамотами, орденами и медалями. Орденом Красной Звезды отмечен инженер Н.К. Безруков.

 

Евгений Авдонин. Куйбышевский железнодорожник. Выпуск 28.03.2013

Категория: Стальная магистраль | Добавил: Память
Просмотров: 1205 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar