Главная » Файлы » Стальная магистраль

Судьба «бепо»
23.05.2015, 22:41

У пензенского бронепоезда была яркая, но короткая боевая биография. В июле 1941 года по инициативе железнодорожников паровозного депо станции Пенза-1 началось строительство бронепоезда «Смерть фашизму!». О том, как это происходило, неоднократно появлялись и появляются публикации в прессе. А вот его дальнейшей судьбе уделялось гораздо меньше внимания. По словам директора музея железнодорожного транспорта Пензенского региона Куйбышевской магистрали Александра Сачкова, это было связано с отсутствием достоверной информации. Недавно Александру Владиславовичу удалось найти материалы, проливающие свет на его боевую биографию.

После принятия на вооружение Красной Армии, пензенский бронепоезд стал носить официальное название «бепо» (от сокращенного «бп» – бронепоезд) №16 «Смерть фашизму!» Формирование «бепо» началось в Москве в начале февраля 1942 года, откуда личный состав прибыл в Пензу для получения материальной части. Командиром бронепоезда был назначен майор Волгин. «Бепо №16» вошёл в состав 58-го отдельного дивизиона бронепоездов, вместе с «бепо №12 «За Родину, за Сталина!»

Напомним, что бронепоезд состоял из двух бронеплощадок, защищённых незакалённой бронёй толщиной от 15 до 42 мм с воздушной прослойкой 100 мм и слоем железобетона 105-145 мм. Вооружение каждой площадки составляли две 76-мм пушки образца 1927 года и шесть пулемётов ДТ. В состав бронепоезда входил бронепаровоз Ов. В апреле силами личного состава дивизиона было изготовлено две бронеплощадки, вооружённые 76-мм зенитными пушками Лендера.

6 июня 1942 года «Смерть фашизму!» был срочно переброшен на станцию Россошь, для обеспечения её противовоздушной обороны. Станция, неприкрытая до этого никакими средствами ПВО, постоянно подвергалась бомбардировкам противника. Сразу по прибытии туда бронепоезд вступил в бой.

Из воспоминаний его участников: «В борьбе с авиацией было применено всё находившееся на бронепоезде вооружение, вплоть до личного оружия – пулемёты ДТ, установленные в амбразурах, были сняты и использованы на площадках как зенитные средства». В ходе этого боя был подбит вражеский бомбардировщик Хе-111.

В середине июня 1942 года бронепоезд прибыл в расположение 38-й армии, действовавшей на Харьковском направлении. В этот период гитлеровцы только что закончили там успешную контрнаступательную операцию, в результате которой Красная армия понесла значительные потери. Бронепоезд «Смерть фашизму!» действовал на участках Купянск – Староверовка и Купянск – Гусинка, оказывая поддержку частям 162-й стрелковой и 6-й кавалерийской дивизий.
22 июля немцы, завершив перегруппировку, начали новое наступление. Бронепоезда 58-го ОДБП, прикрывая отход наших войск, были вынуждены выходить на открытые позиции и бить по врагу прямой наводкой. В ходе этих боев ими было подбито семь танков противника, но и они понесли потери. Три подбитых бронеплощадки остались на поле боя, 13 человек пали в бою смертью храбрых, 16 были ранены.

После этого 58-й ОДБП был отведён в Воронеж, где получил новую материальную часть. На этом короткая, но достойная боевая биография «бепо №16 «Смерть фашизму!» закончилась. Как настоящий солдат, он до конца исполнил свой долг.

Куйбышевский железнодорожник. Выпуск 28.03.2013

Категория: Стальная магистраль | Добавил: Память
Просмотров: 818 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar